В последнее десятилетие все больше детей знакомятся с мобильными девайсами (планшетами, телефонами, игровыми приставками) с самого раннего возраста. Малыши быстро осваивают новую технику, а родители и сами рады включить ребенку “игрушку”, чтобы выделить себе минутку свободного времени. 

Термин “гаджет” пришел в наш язык с английского и его перевод буквально означает «устройство» или «прибор». К таким устройствам относят телефоны, планшеты, приставки, электронные часы и другие аппараты, которые мы можем носить с собой или присоединять к компьютеру. 

С каждым годом гаджеты все глубже внедряются в нашу жизнь, а следом и в окружение наших детей. Телефон становится самым популярным подарком на день рождения ребенка, но вот с правилами его использования знакомят далеко не всегда. Культура безопасного времяпровождения за электронными девайсами практически отсутствует. 

К чему это приводит? В Америке подростков в недавних пор называют “screenagers”. Это слово образовано из двух английских слов: screen (экран) и teenager (тинейджер). В 2016 году в Америке даже сняли документальный фильм с таким названием. В нем наглядно представлены последствия длительного и бесконтрольного использования гаджетов, как они влияют на жизнь и здоровье ребенка.

Чтобы вы понимали масштабность проблемы, поделюсь результатами некоторых исследований:

Статистика использования мобильных девайсов детьми

Согласно данным исследований Института современных медиа (2016 год) и других научных публикаций, посвященных теме гаджетов и их влиянию на современный мир:

  • К 10 годам практически каждый ребенок уже имеет свой собственный гаджет, даже у 25% детей в 3–4 года есть какое-либо устройство;
  • 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играет в игры и использует обучающие приложения на смартфоне или планшете. Динамика такова: в 3-4 года играют 49% детей, в 5-8 лет — 75%, в 9-10 — 84%;
  • 74% семей регулярно использует мобильные девайсы для отвлечения и утешения ребенка, особенно когда он не слушается; а также чтобы увлечь ребенка во время поездок, в очередях или для приобретения личного времени; 
  • Крайне трудно отвлекаются от телефона/планшета 72,1% ребенка;
  • По данным опроса, в 66,2% семьях родители проводят большую часть свободного времени с компьютером или другим электронным устройством. В 45,3% семьях за игрой родителей наблюдают дети.
  • Каждый четвертый родитель играет в новую мобильную игру вместе со своим ребёнком.

Керделлан К., Грезийон Г. отметили, что электронные игрушки привели к появлению целого поколения детей, которые «учатся стрелять раньше, чем разговаривать», и поставили вопрос перед обществом: «Дети, погруженные в культуру симуляции... Какими станут они?»

ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Маркетологи утверждают, что специальные мультики для малышей способствуют их развитию. Однако, это не так. Вот результаты, которые подтверждают исследователи из разных уголков планеты: 

  • Мозг детей устроен так, что развивается именно в период живого общения. Даже если вы смотрите телевизор, а ребенок занят своими делами в той же комнате, это мешает его играм и уменьшает объем вашего общения с ним. Исследования показывают, что американские младенцы от 7 месяцев до 1.5 лет, которые проводят много времени перед телевизором, знают меньше слов. А всего 2 часа перед телевизором для тайских детей в возрасте до года - в 6 раз увеличивают риск задержки речевого развития. 
  • Психологи все чаще отмечают у детей, погруженных в электронный мир, неспособность к самоуглублению. Им сложнее сосредоточиться на каком-то занятии, они менее заинтересованы задачей, которая перед ними стоит. Этот синдром с недавних пор получил особое название - “дефицит концентрации”
  • Дети, которые злоупотребляют гаджетами, страдают ожирением на 30 % чаще ровесников и впоследствии рискуют заболеть сахарным диабетом.
  • 75 % детей позволено использовать гаджеты в спальне. В итоге дети спят значительно меньше, чем нужно их организму, что приводит к плохой успеваемости и общей усталости.
  • Изобилие гаджетов наносит ущерб самостоятельной игре ребенка, фантазии и воображению. Ребенку просто нет нужды креативить, все и так перед ним. 
  • Злоупотребление гаджетами провоцирует ухудшение зрения (так называемый “синдром сухого глаза”) и сколиоз. Дети, которые сидят перед голубым экраном, моргают всего 2-6 раз в минуту!
  • Одним из наиболее частых и ранних последствий «информатизации» детства являются расстройства аутистического спектра, нарушения речевого развития и коммуникации.
  • Наблюдая за родителями, которые завершают остаток дня (после работы) за компьютером или телефоном, дети усваивают, что такое времяпровождение - правильное и нужное. Такой образец поведения мешает ребенку планировать свой день, организовывать досуг и расставлять приоритеты занятий, что может негативно сказаться на его будущем. 

Конечно же, если бы гаджеты приносили в нашу жизнь исключительно вред, их бы давно запретили. Поэтому давайте рассмотрим и обратную сторону медали - пользу от мобильных девайсов: 

  • Использование в учебе. Большинство гаджетов имеют выход в интернет, что открывает пространство развивающих игр, уроков, обучающих программ. Сейчас практически каждый девайс может быть использован в образовательном процессе - во многих школах активно продвигаются идеи обучения с новыми технологиями. Такой формат интересен учащимся, ведь материал подается динамично и из скучного становится захватывающим. Дети, которые обучаются по современным образовательным методам, лучше усваивают информацию, поскольку она не имеет ничего общего с “зубрилкой”. 
  • По данным исследований дети, которые используют гаджеты, более самостоятельны, чаще помогают родителям, имеют более открытые и доверительные отношения с ними, по сравнению с малышами, родители которых запрещают использование мобильных устройств (Борцова М, Некрасов С.). Конечно, чаще такие характеристики зависят от внутрисемейных отношений, но тот факт, что дети, у которых есть собственный мобильный девайс, более самодостаточны, отрицать нельзя. 
  • Нельзя отбрасывать и такой плюс гаджетов как быстрая коммуникация. Если у школьника есть телефон, он может быстро предупредить родителей о чрезвычайных событиях: если его отпустили с урока и нужно забрать пораньше и пр. А если малыш вдруг потерялся, мобильный поможет ему отыскать взрослых в разы быстрее. 
  • Как ни странно, пользу способны приносить активные игры, например, ненавистные родителям "стрелялки". Они развивают скорость реакции и увеличивают концентрацию внимания, но такие игры насыщены элементами насилия, а это явный минус.

Сложно создать ребенку безцифровой заповедник в современном мире. Если мы хотим идти в ногу со временем, то нужно соблюсти золотую середину между полной изоляцией детей от виртуального пространства и безлимитным использованием гаджетов. 

Что же делать? Необходимо создавать занятия, конкурентные цифровому миру. Помогите ребенку организовать свой день и ограничьте время игр и просмотра программ и мультиков. Убедитесь в том, что в его жизни важное место занимают физические упражнения, общение с другими детьми, игры на свежем воздухе.

А также введите обязательные правила, которые будут регулировать время и способ использования ребенком мобильного телефона или другого девайса. 

Если вы хотите убедиться в том, что правильно организовываете жизнь с гаджетами или подозреваете, что у вашего малыша уже появилась зависимость - обязательно пройдите мой бесплатный тест “Дети и гаджеты”. 

Тест поможет вам узнать, не допускаете ли вы ошибки в цифровом воспитании. Лучше узнать о них сейчас, пока не поздно! Переходите по ссылке: 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Профессор Нойс (немецкий ученый, медиапедагог) считает, что малышу 3-6 лет достаточно проводить 20-30 минут в день перед экраном, ребенку 7-10 лет – 30-45 минут, подростку 11-13 лет – около часа в день.

Также, Американская Ассоциация Педиатров дает общие практические рекомендации по использованию гаджетов независимо от возраста ребенка:

  • Контролируйте время, которое ребенок проводит с компьютером, телефоном или планшетом.
  • Показывайте детям правильный пример.
  • Не успокаивайте ребенка гаджетами. 
  • Исключите любые технологии во время еды.
  • Не позволяйте детям пользоваться гаджетами в спальне и засыпать вместе с ними.

Чтобы гаджет из злейшего врага стал другом, сосредоточьтесь на полезных функциях, которыми он обладает:

  1. Объясняйте ребенку, что телефон или планшет нужен для дела (как вам, родителям, так и малышу). Показывайте нужные функции: как можно позвонить бабушке, напечатать сообщение, посмотреть время или посчитать на калькуляторе. На том же телефоне есть множество полезных приложений, которыми мы пользуемся в ежедневной рутине: планер, календарь, секундомер, транспортир (может пригодиться ребенку в учебе), прогноз погоды. 
  2. Лучше используйте гаджет вне дома, когда нужно занять малыша в очереди, во время перелета, в пробке или на приеме у врача. Постарайтесь включить мультики, направленные на обучение, раскраски, приложение для рисования, образовательные игры. 
  3. Включайте аудиокниги чаще, чем мультики, ведь современные дети с их обилием визуальной информации перестают воспринимать речь. Исследования показывают, что смысл услышанных слов угадывается детьми все реже, они не видят за ним образ предмета. Это печальное последствие развития цифрового мира. 
  4. Попробуйте развивать творческие навыки ребенка через фотографию: научите его строить композицию или снимать смешные видео на телефон. Кто знает, может, ваш малыш - будущий Хельмут Ньютон. 

КАК ОГРАНИЧИТЬ ГАДЖЕТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА

Шаг 1. Установите график

Ежедневная “доза” экранного времени для ребенка должна быть фиксируемой. Например, 4 подхода по 15 минут. Ребенок может сам решать как ему распределить это время, но родитель должен занять строгую позицию, “без переговоров”. Главное - последовательность и твердость.

Шаг 2. Введите свободные дни 

Выберите дни в неделе, когда вы готовы разрешить детям смотреть ТВ или играть в планшет без ограничений. Это добавит либеральности в строгую систему запретов на гаджеты. Дети смогут более осмысленно подходить к использованию этих дней, если вы будете вместе подбирать игры или фильмы для просмотра.

Шаг 3. Загрузите трекинговое приложение

Существует масса приложений для отслеживания количества времени, проведенного в гаджетах. Таким образом, вы сможете не только контролировать время, но и проанализировать вместе с ребенком, на что он тратит свое время.

Шаг 4. Определите “зоны вне гаджетов”

Установите зоны в вашем доме, где вы точно не позволяете электронику. Например, таким местом может быть кухня, где все могут только общаться, но не сидеть в гаджетах. ⠀

Шаг 5. Стоп-час для всей семьи

Выберете час в сутках, когда вся ваша семья может отказаться от гаджетов в пользу общения. Например, обеденный час или за час до сна, чтобы вся семья имела качественное время вместе без ТВ, видеоигр и компьютеров.

Шаг 6. Поощряйте другую деятельность

Старайтесь больше привлекать детей к игре, чтению или хобби.

Шаг 7. Сделайте экранное время привилегией

Экранное время должно быть привилегией, а не правом. Ребенок может потерять льготу смотреть ТВ 1 час в день в случае непослушания. 

Шаг 8. Запретите гаджеты в спальне

Невозможно контролировать экранное время ребенка в его собственной комнате. Телевизор, планшеты и компьютеры в спальне - табу. Дети склонны терять чувство времени перед ними, в результате страдает их сон и здоровье.

Отдельным событием становится приобретение личного телефона для ребенка. Часто после этого установить контроль становится труднее - малыш не хочет отдавать свою собственность. В этой ситуации вам необходимо заключить с ребенком специальный договор, лучше еще до покупки. 

Договор с ребенком про использование гаджетом

Вот пример "контракта" между мамой и дочерью из книги "Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка" Робин Берман. 

“Милая Бет, 

Мы с удовольствием вручаем тебе смартфон. Но владение телефоном приносит не удовольствие. Это еще и привилегия. Чтобы получать удовольствие от своего новенького смартфона, тебе придется соблюдать правила. Это — условие, при котором ты будешь пользоваться им.⠀

  • Этот телефон принадлежит нам, так что мы можем в любой момент запретить тебе пользоваться им, проверить его содержимое или забрать его у тебя.
  • Телефон предназначен для того, чтобы общаться с друзьями и родными, а не для непристойностей.
  • Никогда не используй телефон, чтобы оскорблять людей, запугивать их или делать язвительные замечания о ком-либо, даже если ты отправляешь сообщение другому человеку. ⠀
  • Всегда соблюдай правила пользования сотовыми телефонами в зависимости от места. К примеру, если ты будешь отправлять эсэмэски во время уроков, то мы отберем у тебя телефон.
  • Когда мы садимся обедать, пользоваться телефоном запрещено. В это время мы общаемся друг с другом.
  • Когда ты занимаешься, телефон должен быть выключен.
  • Помни: все, что ты отправляешь со своего смартфона, может однажды стать публичным достоянием. Поэтому не посылай ничего, что ты не могла бы показать нам. 
  • Подумай хорошенько прежде, чем что-то сделать. Никогда не посылай через смартфон свои слишком смелые фотографии. Они могут остаться в Интернете навсегда.
  • Помни, смартфон не должен мешать реальной жизни. Старайся смотреть на то, что происходит вокруг, вместо того, чтобы описывать свои впечатления в текстовых сообщениях и соцсетях.”

Бет (подпись), Родители (подпись)"