Метапредметная неделя в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №133» г. Перми прошла согласно плану с 06 по 12 декабря 2016г. с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся, формируемых в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования: универсальных учебных действий обучающихся, целостного мировоззрения через создание единой картины мира и т. д., а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей в рамках планирования методической работы по реализации ФГОС общего образования.
Идея метапредметной недели – организация Дней метапредметов:
Понедельник – метапредмет «ЗНАНИЯ»
Вторник – метапредмет «ЧИСЛО»
Среда – метапредмет «ЗНАК»
Четверг – метапредмет «ЗАДАЧА»
Пятница – метапредмет «ПРОБЛЕМА»
Задачи метапредметной недели:
- вовлечение обучающихся в самостоятельную метапредметную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, проявляют особый интерес к изучению отдельных учебных предметов и (или) образовательных областей;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- формирование банка педагогических технологий для развития обучающихся в области науки, техники, художественного творчества, реализуемых в контексте ФГОС общего образования.
Учителя в течение недели осуществляли урочную и внеурочную деятельность, направленную на определенный метапредмет.
Метапредмет
|
Время
|
Название
мероприятия
|
Класс
|
Ответственный
|
«ЧИСЛО»
(вторник)
06.12.16
|
2 урок
|
Применение распределительного свойства умножения: математические Олимпийские игры.
|
6В
|
Воробьева А.А.
|
6-7-8 урок
|
«Красота геометрии»
|
8Б,8В,8А
|
Делидова Л.В.
|
|
11 урок
|
Конкурс «Размышляйка»
|
3Б
|
Поливода Н.М.
|
|
«ЗНАК»
(среда)
07.12.16
|
7-8 урок
|
«Мой веселый алфавит»
|
2В,2Б
|
Орлянских Т.М.
|
7-8-9 урок
|
Лингвострановедческий турнир «Языки вокруг нас»
|
7А,7Б,7В
|
НикитинаС.Г.
|
|
1 урок
|
«Знаешь ли ты Пермский край?»
|
6Г
|
Пономарева О.В.
|
|
5-6 урок
|
«Народное творчество – народная мудрость»
|
1Г, 3А
|
Литвинова В.А.
|
|
5 урок
|
«Народное творчество – народная мудрость»
|
1Д
|
Носкова К.С.
|
|
«ЗАДАЧА»
(четверг)
08.12.16
|
7 урок
|
КТД «След в истории»
|
6А,6Б,6В
|
Рудак Ю.Ф.
|
1 урок
|
«Наряд для завтрака» (проект)
|
5А
|
Вичужанина Л.С.
|
|
8 урок
|
Сказочные веселые старты
|
3В
|
Гладких Д.А.
|
|
4 урок
|
Турнир эрудитов Знайки»
|
1А
|
Нелюбина О.А.
|
|
6 урок
|
Турнир «Эрудит»
|
7А
|
Панова З.Н.
|
|
«ПРОБЛЕМА»
(пятница)
09.2.16
|
7 урок
|
«Сказочная диффузия»
|
5А
|
Зайцева Н.И.
|
2 урок
|
«Путешествие в Древний мир»
|
6Б
|
Смирнова Л.П.
|
|
4 урок
|
Игра «Королевство»
|
9А
|
Ерашева А.А.
|
|
11-12 урок
|
Создание исторических экспозиций
|
8А, 8Б
|
Овчинникова Е.А.
|
|
2-3 урок
|
«История зарождения песни»
|
5В, 5А
|
Королева О.В.
|
|
6 урок
|
Размышляйка «Конкурс «Союзмультфильм»
|
4А,4Б.4В,4Г
|
Слетова К.С.
Лядова И.А.
Магасумова Е.К.
Олейник А.Н.
|
|
«ЗНАНИЯ»
(понедельник)
12.12.16
|
1-2 урок
|
Изобразительное искусство на уроках развития речи
|
6А, 6Б
|
Худякова М.К.
|
3 урок
|
Урок развития речи
|
5В
|
Зеленина Е.Д.
|
|
5 урок
|
Мировое кафе «Культура речи»
|
10А
|
Стасенко Н.С.
|
|
7-8 урок
|
«Информационный бум ЗОЖ»
|
8А,8Б
|
Ильина Н.А.
|
|
1 - 4 урок
|
«По следам исчезнувшей экспедиции»
|
6Б,6Г,6В,6А
|
Норина С.Е.
|
|
11 урок
|
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
|
2А,2Б,2В,2Г
|
Кострова И.В.
Галиулина А.В.
Колыванова А.В.
Кусакина Т.А.
|
|
11 урок
|
«Знаменитые люди нашего края»
|
3Г
|
Стильве Е.А.
|
Во время уроков и внеурочных мероприятий проходило формирование следующих метапредметных компетенций обучающихся:
Метапредметная компетенция обучающегося
|
Этап деятельности
|
Содержание
|
Продукт деятельности
|
Умение самостоятельно определять цели своего
обучения,
ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности
|
Целеполагание
|
Ответь на вопрос «Зачем?»,
выбери главное, предположи
|
План, схема действий
|
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, умение определять понятия, созда-
вать обобщения, устанавливать аналогии, класси-
фицировать
|
Анализ
|
Исследуй, рассортируй, классифицируй,
сравни, сопоставь
|
Карта знаний, опросник,
диаграмма, рекламный
постер, доклад, репортаж
|
Умение определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, самостоятельно выбирать основания и критерии для к лассификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение
и делать выводы
|
Синтез
|
Объедини, предположи, выдвини гипотезу,
аргументируй, найди
другие способы, сочини, вообрази, выступи
в роли
|
Рассказ, стихотворение,
фильм, видеоролик,
радиопередача, компьютерная игра, программа,
рецепт
|
Умение осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата
|
Оценка
|
Оцени, выбери, предложи варианты, обоснуй позицию, составь
рекомендации
|
Эссе, исследование,
лист самооценки, рефлексии, рецензия, новость, статья, рекомендация, блог
|
Умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
|
Запоминание,
понимание
|
Найди, выдели, обозначь, расставь по порядку, задай вопрос,
обсуди, прочитай, понаблюдай
|
Презентация, таблица,
модель, книга, газета,
радиопередача, клип
|
Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач
|
Применение
|
Зарисуй, составь список, запиши, составь отчет, собери из частей, предложи схему
|
Дневник, коллекция,
отчет, фотография,
слайд-шоу, вышивка,
скульптура, коллаж, модель, карта
|
Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать собственные возможности решения учебной задачи
|
Рефлексия
|
Формулирование полученных результатов,
оценка своей деятельности, анализ работы
в группе
|
Лист успеха, карта самооценки, диаграмма
успешности, лист достижений, письмо к самому себе
|
Краткий анализ проведенных мероприятий с фотоотчетом предоставили учителя начальной школы: Нелюбина О.А. (1А), Кострова И.В. (2А), Стильве Е.А. (3Г), Лядова И.А. (4Б); последняя, являясь руководителем ШМО учителей начальных классов, дала краткое описание метапредметных конкурсов для начальной школы (1-4 классы) под общим названием «Размышляй-ка». Конкурсы проводились в течение 45 минут в классе. Для каждой параллели были подготовлены отдельные условия в двух вариантах для удобства проведения на уроке. Задания, направленные на выявление сформированности УУД, помогли ученикам развить свои индивидуальные способности при самостоятельном познании МИРА КИНО (Тема выбрана в связи с тем, что на IV Санкт-Петербургском культурном форуме 2016 год объявлен Годом российского кино, т.к. на это время приходится ряд значимых киноюбилеев: 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет киностудии «Союзмультфильм».), добыть новую информацию, используя свои знания из повседневной жизни и разных учебных областей: языкознание, естествознание, логика и т.д. (Всего 14 заданий, 13 и 14 творческое: сочинить стихотворение по заданной рифме и оценить работу). Выполняя задания этого конкурса, обучающиеся окунулись в волшебный мир «Союзмультфильма». По итогам конкурса определены и награждены победители. Остальные ребята получили сертификаты участников.
А обучающиеся 3Г (Стильве Е.А.) совершили заочное путешествие в прошлое Пермского края, родной Мотовилихи, познакомились с выдающимися личностями из разных слоев и сфер деятельности общества, их вкладом в процветание Отечества, пополнили свой список знаменитостей новыми фамилиями: В.Н. Татищев, Ф.Х.Граль, И.И., Свиязев, Н.В. Мешков, С.П. Дягилев, А.С. Попов, А.Д. Швецов, Л.И. Давыдычев.
Единые уроки безопасности по технологии "Информационный бум" прошли в 6В и 6Г классах (Ильина Н.А.). Шестиклассникам в группах было дано задание: из предложенной информации выбрать правильную и нужную, исправить ошибки. Каждая из 4-х групп представила по окончании работы свой проект Личной безопасности.
Культуре речи были посвящены уроки в 5В (Зеленина Е.Д.), 6А и 6Б (Худякова М.К.) и 10А (Стасенко Н.С.) классах с использованием необычных технологий: Мировое кафе (10А) и урок-драматизация (5В), индивидуальная творческая мастерская для написания сочинения-описания по репродукции картины художника Н.Н. Дубовского "Море" с использованием причастий, «обладающих энергией глагола и живописной силой прилагательного» для придания тексту своеобразной художественной выразительности (6А и 6Б). Именно в речи возникают и уничтожаются такие ее качества как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность. Качества речи – свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящих. «Литературный язык – это то, что создает наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить себе полноценную нацию», - к такому выводу пришли обучающиеся всех классов не зависимо друг от друга, изучив досконально предмет исследования.
Лингвастрановедческие турниры, прошедшие в 5А,Б; 6А,Б; 7А,Б,В; 8Б и 11А классах (Никитина С.Г.), выявили заинтересованных в изучении английского языка обучающихся и лучшим дали возможность поучаствовать на международном портале «Англиус» в международной олимпиаде по английскому языку - дистанционные проекты по английскому языку: «Лингвострановедение. Великобритания» (8Б – 10 человек) «English Vocabulary» (8Б – 5 человек, 7А – 4 человек, 7В – 4 человека); в международной лингвострановедческой викторине «London» (8Б – 2 человек, 7А – 2 человек, 7В – 3 человека, 6Б – 2 человека); в международной рождественской викторине по английскому языку «Christmas Quiz» (11А – 5 человек). Результаты дистанционных олимпиад и викторин буду известны в январе 2017.
Знатоки «Живой природы Пермского края» обучающиеся 6А,Б,Г классов (Пономарева О.В.) исследовали горы, болота и леса для обнаружения объекта, требующего защиты человека; создали плакаты, на которых предложили свой план действия по защите флоры и фауны Пермского края, поднятию экологической культуры населения.
В Первой метапредметной неделе «Культура-Творчество-Интеллект» было задействовано 90% обучающихся школы. Все проведенные мероприятия и занятия носили выраженный метапредметный характер.
Надеемся, что в метапредметной неделе (последняя неделя марта 2017 г.), посвященной году «ЭКОЛОГИИ» примут активное участие все обучающиеся школы.
Опанасюк Т.Н. Зам. директора по НМР