Метапредметная  неделя в МАОУ «Средняя общеобразовательная  школа №133» г. Перми прошла согласно плану с 06 по 12 декабря 2016г. с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся, формируемых в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования: универсальных учебных действий обучающихся, целостного мировоззрения через создание единой картины мира и т. д., а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей в рамках планирования методической работы по реализации ФГОС общего образования.

Идея метапредметной недели – организация  Дней метапредметов: 

Понедельник – метапредмет «ЗНАНИЯ» 

Вторник – метапредмет «ЧИСЛО» 

Среда – метапредмет «ЗНАК» 

Четверг – метапредмет «ЗАДАЧА»

Пятница – метапредмет «ПРОБЛЕМА» 

Задачи метапредметной недели: 

  • вовлечение обучающихся в самостоятельную метапредметную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам; 
  • выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, проявляют особый интерес к изучению отдельных учебных предметов и (или) образовательных областей; 
  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий; 
  • формирование банка педагогических технологий для развития обучающихся в области науки, техники, художественного творчества, реализуемых в контексте ФГОС общего образования. 

Учителя в течение недели осуществляли урочную и внеурочную деятельность, направленную на определенный метапредмет.

Метапредмет
Время
Название
мероприятия
Класс
Ответственный
«ЧИСЛО»
(вторник)
06.12.16
2 урок
Применение распределительного свойства умножения: математические Олимпийские игры.
Воробьева А.А.
6-7-8 урок
«Красота  геометрии»
8Б,8В,8А
Делидова Л.В.
11 урок
Конкурс «Размышляйка»
Поливода Н.М.
«ЗНАК»
(среда)
07.12.16
7-8 урок
«Мой веселый алфавит»
2В,2Б
Орлянских Т.М.
7-8-9 урок
Лингвострановедческий турнир «Языки вокруг нас»
7А,7Б,7В
НикитинаС.Г.
1 урок
«Знаешь ли ты Пермский край?»
Пономарева О.В.
5-6 урок
«Народное творчество – народная мудрость»
1Г, 3А
Литвинова В.А.
5 урок
«Народное творчество – народная мудрость»
Носкова К.С.
«ЗАДАЧА»
(четверг)
08.12.16
 
7 урок
КТД «След в истории»
6А,6Б,6В
Рудак Ю.Ф.
1 урок
«Наряд для завтрака» (проект)
Вичужанина Л.С.
8 урок
Сказочные веселые старты
Гладких Д.А.
4 урок
Турнир эрудитов Знайки»
Нелюбина О.А.
6 урок
Турнир «Эрудит»
Панова З.Н.
«ПРОБЛЕМА»
(пятница)
09.2.16
 
7 урок
«Сказочная диффузия»
Зайцева Н.И.
2 урок
«Путешествие в Древний мир»
Смирнова Л.П.
4 урок
Игра «Королевство»
Ерашева А.А.
11-12 урок
Создание исторических экспозиций
8А, 8Б
Овчинникова Е.А.
2-3 урок
«История зарождения песни»
5В, 5А
Королева О.В.
6 урок
Размышляйка «Конкурс «Союзмультфильм»
4А,4Б.4В,4Г
Слетова К.С.
Лядова И.А.
Магасумова Е.К.
Олейник А.Н.
«ЗНАНИЯ»
(понедельник)
12.12.16
1-2 урок
Изобразительное искусство на уроках развития речи
6А, 6Б
Худякова М.К.
3 урок
Урок развития речи
Зеленина Е.Д.
5 урок
Мировое кафе «Культура речи»
10А
Стасенко Н.С.
7-8 урок
«Информационный бум ЗОЖ»
8А,8Б
Ильина Н.А.
1 - 4 урок
«По следам исчезнувшей экспедиции»
6Б,6Г,6В,6А
Норина С.Е.
11 урок
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
2А,2Б,2В,2Г
Кострова И.В.
Галиулина А.В.
Колыванова А.В.
Кусакина Т.А.
11 урок
«Знаменитые люди нашего края»
Стильве Е.А.

Во время уроков и внеурочных мероприятий проходило формирование следующих метапредметных компетенций обучающихся:

Метапредметная компетенция обучающегося
 
Этап деятельности
 
Содержание
 
Продукт деятельности
 
Умение самостоятельно определять цели своего
обучения,
ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности
Целеполагание
Ответь на вопрос «Зачем?»,
выбери главное, предположи
План, схема действий
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, умение определять понятия, созда-
вать обобщения, устанавливать аналогии, класси-
фицировать
Анализ
Исследуй, рассортируй, классифицируй,
сравни, сопоставь
Карта знаний, опросник,
диаграмма, рекламный
постер, доклад, репортаж
Умение определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, самостоятельно выбирать основания и критерии для к лассификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение
и делать выводы
Синтез
Объедини, предположи, выдвини гипотезу,
аргументируй, найди
другие способы, сочини, вообрази, выступи
в роли
Рассказ, стихотворение,
фильм, видеоролик,
радиопередача, компьютерная игра, программа,
рецепт
Умение осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата
Оценка
Оцени, выбери, предложи варианты, обоснуй позицию, составь
рекомендации
Эссе, исследование,
лист самооценки, рефлексии, рецензия, новость, статья, рекомендация, блог
Умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Запоминание,
понимание
Найди, выдели, обозначь, расставь по порядку, задай вопрос,
обсуди, прочитай, понаблюдай
Презентация, таблица,
модель, книга, газета,
радиопередача, клип
Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач
Применение
Зарисуй, составь список, запиши, составь отчет, собери из частей, предложи схему
Дневник, коллекция,
отчет, фотография,
слайд-шоу, вышивка,
скульптура, коллаж, модель, карта
Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать собственные возможности решения учебной задачи
Рефлексия
Формулирование полученных результатов,
оценка своей деятельности, анализ работы
в группе
Лист успеха, карта самооценки, диаграмма
успешности, лист достижений, письмо к самому себе

Краткий анализ проведенных мероприятий с фотоотчетом предоставили учителя начальной школы: Нелюбина О.А. (1А), Кострова И.В. (2А), Стильве Е.А. (3Г), Лядова И.А. (4Б); последняя, являясь руководителем ШМО учителей начальных классов,  дала краткое описание метапредметных конкурсов для начальной школы (1-4 классы) под общим названием «Размышляй-ка». Конкурсы  проводились в течение 45 минут в классе. Для каждой параллели были подготовлены отдельные условия в двух вариантах для удобства проведения на уроке. Задания, направленные на выявление сформированности УУД, помогли ученикам развить свои индивидуальные способности при самостоятельном познании МИРА КИНО (Тема выбрана в связи с тем, что на IV Санкт-Петербургском культурном форуме 2016 год объявлен Годом российского кино, т.к. на это время приходится ряд значимых киноюбилеев: 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет киностудии «Союзмультфильм».),  добыть новую информацию, используя свои знания из повседневной жизни и разных учебных областей: языкознание, естествознание, логика и т.д. (Всего 14 заданий, 13 и 14 творческое: сочинить стихотворение по заданной рифме и оценить работу). Выполняя задания этого конкурса, обучающиеся  окунулись в волшебный мир «Союзмультфильма». По итогам конкурса определены и награждены победители. Остальные ребята получили сертификаты участников.

А обучающиеся 3Г (Стильве Е.А.) совершили заочное путешествие в прошлое Пермского края, родной Мотовилихи, познакомились с выдающимися личностями из разных слоев и сфер деятельности общества, их вкладом в процветание Отечества, пополнили свой список знаменитостей новыми фамилиями: В.Н. Татищев, Ф.Х.Граль, И.И., Свиязев, Н.В. Мешков, С.П. Дягилев, А.С. Попов, А.Д. Швецов, Л.И. Давыдычев.

Единые уроки безопасности по технологии "Информационный бум" прошли в 6В и 6Г классах (Ильина Н.А.). Шестиклассникам в группах было дано задание: из предложенной информации выбрать правильную и нужную, исправить ошибки. Каждая из 4-х групп представила по окончании работы свой проект Личной безопасности. 

Культуре речи были посвящены уроки в 5В (Зеленина Е.Д.), 6А и 6Б (Худякова М.К.) и 10А (Стасенко Н.С.) классах с использованием необычных технологий: Мировое кафе (10А) и урок-драматизация (5В), индивидуальная творческая мастерская для  написания сочинения-описания по репродукции картины художника Н.Н. Дубовского "Море" с использованием причастий, «обладающих энергией глагола и живописной силой прилагательного» для придания  тексту своеобразной художественной выразительности (6А и 6Б). Именно в речи возникают и уничтожаются такие ее качества как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность. Качества речи – свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящих. «Литературный язык – это то, что создает наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить себе полноценную нацию», - к такому выводу пришли обучающиеся всех классов не зависимо друг от друга, изучив досконально предмет исследования.

Лингвастрановедческие турниры, прошедшие в 5А,Б; 6А,Б; 7А,Б,В; 8Б и 11А классах (Никитина С.Г.), выявили заинтересованных в изучении английского языка обучающихся и лучшим дали возможность поучаствовать на международном портале «Англиус» в  международной олимпиаде по английскому языку - дистанционные проекты по английскому языку: «Лингвострановедение. Великобритания» (8Б – 10 человек) «English Vocabulary» (8Б – 5 человек, 7А – 4 человек, 7В – 4 человека); в международной лингвострановедческой викторине «London» (8Б – 2 человек, 7А – 2 человек, 7В – 3 человека, 6Б – 2 человека); в международной рождественской викторине по английскому языку «Christmas Quiz» (11А – 5 человек). Результаты дистанционных олимпиад и викторин буду известны в январе 2017.

Знатоки «Живой природы Пермского края» обучающиеся 6А,Б,Г классов (Пономарева О.В.) исследовали горы, болота и леса  для обнаружения объекта, требующего защиты человека; создали плакаты, на которых предложили свой план действия по защите  флоры и фауны Пермского края, поднятию экологической культуры населения.

В Первой метапредметной неделе «Культура-Творчество-Интеллект» было задействовано 90% обучающихся школы. Все проведенные мероприятия и занятия носили выраженный метапредметный характер. 

Надеемся, что в метапредметной неделе (последняя неделя марта 2017 г.), посвященной году «ЭКОЛОГИИ» примут активное участие все обучающиеся школы. 

Опанасюк Т.Н. Зам. директора по НМР

С фотоотчетами о проведенных мероприятиях можно ознакомиться в разделе: "Фотогалерея"