СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

“Ребенку по 100 раз нужно повторять, напоминать. Настолько он рассеянный, что надел вчера в школе чужую куртку и пришел в ней домой. Недавно шапку потерял, а кулек со спортивной формой вообще забыл на лавочке возле школы. Как он дальше жить будет?”

“Сыну 6 лет, носится, на месте вообще не сидит. На спортивной секции, на курсах подготовки к школе постоянно жалуются на него из-за плохого поведения”.

Многочисленные исследования и опыт психологов показывают - поведение таких непосед и растеряш связано с нарушением мозговой деятельности. И дело совсем не в “невоспитанности”, которой клеймят окружающие таких детей. Наша задача в том, чтобы понять маленького человека, принять его таким сложным и необычным, какой он есть и помочь справиться со всеми трудностями, которые неизбежны на его жизненном пути.

СДВГ – СИМПТОМЫ

На данный момент назвать истинную причину заболевания - синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей невозможно, можно только предположить - наследственность, гипоксия внутриутробно или во время родов. По некоторым причинам наблюдается увеличение количества детей с этим диагнозом последние годы. Винят ускоренный ритм жизни, экологию, усложненную вынашиваемость плода, увлечение телевизором и компьютером - и, вероятно, заслуженно.

Признаки патологии

Основной признак СДВГ - это неугомонный ребенок, который не в состоянии концентрироваться. Если хотите узнать больше о симптомах, то лучше почитать о них, сравнивая характер, манеры своего дитя с другими, чтобы почувствовать грань между нормой и отклонением, между обычным упрямством и патологией.

  1. если упрямое чадо вполне осознанно вредничает, то ребенок с патологией в самом деле не в состоянии совладать сам с собой. Например, первый не хочет одеваться и капризничает, плачет, одним глазом следя за вами, а второй в такой ситуации нервничает и изводится не на публику.
  2. упрямому бывает стыдно за свое поведение, он это понимает и признает. А ребенок с патологией совсем не умеет оценивать свое поведение, не осознает отвратительность своих поступков.
  3. упрямца не сложно привести в норму, если строго отчитать, например. А вот на малыша с патологией выговор не произведет особого эффекта.
  4. обычный ребенок позволяет себе напроказничать, когда уверен - его не накажут (взрослые не увидят, не узнают). Дети с диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности рискуют, потому что не умеют прогнозировать результаты своих поступков (выхватывает острые опасные предметы, выпрыгивает на дорогу).

Направляясь к специалисту, знайте - поставить верный диагноз не так уж и легко. Особенно, если синдром дефицита внимания отграничить от гиперактивности. Все-таки современные врачи склонны разделять эти два понятия. Кстати, гиперактивности подвержены больше мальчики, а синдрому нехватки внимания - девочки.

Согласитесь, такие симптомы как частая смена настроения, забывчивость, отсутствие интереса и внимания к обучению вполне можно расценивать, как черты характера. Но такие особенности и составляют симптомы обсуждаемого диагноза! И с этим реально тяжело жить самому ребенку и окружающим его взрослым: родителям, воспитателям, учителям.

Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности приводят к неврологу в основном уже школьного возраста, когда появляются сложности в обучении и дисциплине. Когда четко виден контраст между одногодками в развитии, поведении, настроении. Школьники - непоседы рассеянны, часто делают ошибки в заданиях по невнимательности, хотя нередко обладают высоким интеллектом.

Нарисую вам типичный портрет ученика. Допустим, девочка с СДВ сидит на последней парте и большую часть урока проводит в прострации - то ли дремлет, то ли плывет по волнам своего воображения с отсутствующим взглядом. Допустим, мальчик с гиперактивностью: неусидчив, постоянно выкручивается за партой, встает с места, выкрикивает, перебивает учителя, цепляется к одноклассникам.

У детей, сочетающих в себе нехватку внимания и гиперактивность (СДВГ), можно увидеть многое из перечисленного, то есть они не только невнимательны, но и импульсивны, беспокойны. С такими труднее всего!

Родителям и учителям, конечно, хочется, чтобы эти умные детки старались, не отвлекались и смогли добиться больших успехов в учебе. Но проблема в том, что им самим это не под силу. Только сообща с родителями, преподавателями, психологом можно победить это неврологическое заболевание. 

СИНДРОМ НЕДОСТАТКА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ - ПОМЕХА В УЧЕБЕ

Детям с СДВГ тяжело живется в нашем обществе, так как их манера поведения кажется неприемлемой окружающим. По поводу обучения и воспитания, тут претензия в основном такая: “он не слушает и не слышит”. Это очень мешает в школьной жизни. Поэтому так важны ежедневный контроль и помощь родителей, понимание проблемы со стороны учителей.

Привыкание к школе для первоклашки очень важный и сложный период. Родителям будет лучше откровенно поговорить с педагогом о диагнозе, установленном врачом, объяснить как лучше с сыном (дочкой) обращаться на уроках и в конфликтных ситуациях с одноклассниками. Для этого сами родители должны досконально изучить информацию про синдром, следовать рекомендациям невролога, консультироваться с психологом.

Такие ученики за урок больше вымотают себя и учителя в классе, чем усвоят информацию, потому что не умеют самоорганизовываться. Учитель должен понимать: патологически невнимательного ученика важно правильно организовать, стимулировать, хвалить, и он будет нормально учиться. Последнее время наблюдается повышенный интерес педагогов к научной информации о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей, так как количество детей с этим диагнозом увеличилось и к ним требуется специальный подход.

Все преодолимо, ведь внимание и самоконтроль поддаются тренировке - с помощью веселых коррекционных игр, психологических рекомендаций по воспитанию даже из этой статьи развить наблюдательность, собранность реально возможно. Конечно, на это нужно много времени и усилий, но первые результаты вы увидите уже через месяц.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, СПОСОБНЫХ СУЩЕСТВЕННО ОБЛЕГЧИТЬ ВАМ ЖИЗНЬ:

  • Все делаем вместе. Тут мама или папа выполняют роль мозгового центра. Родитель распределяет время, планирует, какие занятия и как делать. Но понемногу - из года в год - приучать дитя к самостоятельности под незримым контролем.
  • Поэтапное задание. Сказать чаду с обсуждаемым синдромом “садись за уроки” - это все равно что ничего не сказать, ведь ему так не понять. Конкретно укажите ему порядок действий: “садись…”, “открывай…”, “читай…”. Такой план со временем уляжется в его голове и ребенок научится сам “садиться за уроки”.
  • Перерыв необходим. Каждые 20 минут занятий сменяет перемена минут на 5. В это время можно попрыгать, попить, перекусить. Заводите будильник или ставьте песочные часы - это весело и отлично дисциплинирует.

Главное, не опускайте руки, трудитесь. Четкий режим дня, частые объятия, похвала по заслугам - все это удобрение для вашего драгоценного “цветка”. Глядишь, к переходному возрасту останутся только воспоминания о детской патологии.

ВОСПИТЫВАЕМ НОРМАЛЬНОГО РЕБЕНКА С СДВГ

Чтобы решить любую задачу, требуется спокойная рассудительность. Чтобы помочь маленькому человеку с нехваткой внимания и гиперактивностью, требуется терпеливо и уверенно обучать его. Часто родители впадают в две крайности: “его хочется побить!” и “уси - пуси, маленький мой”.

На самом деле нужно совсем другое - научить ребенка адекватно реагировать на раздражители, правильным фразам, манерам поведения. Ведь учим же мы его маленького есть из ложки, произносить слова, одеваться. Обычные дети схватывают такое на лету, а сверхактивным и невнимательным необходимо обучение даже простым вещам: реагировать на мамины просьбы, не нервничать по пустякам и вообще, концентрироваться на одном деле и так далее. Ребятам с такой патологией нужен усиленный контроль взрослых.

Приблизительная схема взаимодействия родителя с ребенком:

  1. Показываем свою доброжелательность.
  2. Указываем на ошибки
  3. Хвалим за корректные действия
  4. Мотивируем на будущие успехи

Умение расслабляться жизненно необходимо для непосед. У многих мам есть свой “комплект успокоительных средств” для крохи - это всякие мелочи, способные удержать его внимание на некоторое время. Есть множество специальных игр, подходящих для терапии: “Море волнуется”, “Ленивые котята потягиваются”, “Черепашки у пруда”, “Замри - отомри” и другие. Кроме сиюминутного эффекта успокоения, эти игры постепенно научат малыша самоконтролю.

Понятное дело, дети с СДВГ за день отхватывают уйму замечаний, взысканий и наставлений. А вот похвалы очень мало. Проверяйте себя ежедневно! Насколько в вашем общении с крохой больше ласки, подбадриваний, поощрений, настолько быстрее у него формируется самосознание. Можно записывать свои действия и высказывания за день в таблицу на две колонки: со знаком “+” и со знаком “-”. Необходимое соотношение положительного и негативного 2:1.

А разговариваете ли вы со своим сыном (дочкой) о его диагнозе? 

Если нет, то настройтесь это сделать примерно с 5-6 лет. Маленький Юра чувствует, что с ним что-то не так, когда дети на площадке отказываются с ним играть или в детском саду возле него никто не хочет сидеть. А Юрочка в школе думает, что он “тупица” и “лодырь”, наслушавшись много нелестных слов от взрослых.

Юра обязан знать о своей болезни, из-за которой у него временные трудности с учебой и общением. Правда, это не повод не делать домашку или разбрасывать вещи, не застилать постель или не следить за порядком на письменном столе. Чтобы Юрочка не думал, что он плохой и его никто не любит, замечайте и подчеркивайте все, что он делает “правильно”, напоминая себе, что все “неправильно”, он делает не нарочно.

Вот несколько советов, которые помогут в воспитании самосознания:

  • не стоит ждать чуда. Только ежедневный совместный труд над определенной задачей (выучить алфавит, прочитать книгу и тому подобное) подарит успех;
  • верьте в своего малыша. Если ребенок старается, не скупитесь на добрые слова, описывая, за что именно хвалите: “Ты очень стараешься, я это ценю”, “У тебя хорошо получилась эта палочка, давай поработаем и над кружочком!”
  • сильные стороны. Они есть у каждого. Найдите их, раскройте таланты и работайте в этом направлении (танцы, рукоделие, изобразительное искусство, астрономия и прочее). Так важно маленькому человеку знать, что он в чем-то хорош!
  • научите дружить. Понаблюдайте, как ваше чадо ведет себя в компании сверстников. Расскажите, как лучше понравиться детям, как не обижаться и не обижать других. Это повод разыграть сценку, проиграть ситуацию, обсудить мультфильм или рассказ, чтобы наглядно продемонстрировать разные ситуации;
  • осознание своих чувств. Научите свое чадо понимать и проговаривать то, что он чувствует, например: “Меня тревожит…”, “Я волнуюсь перед…”, “Я сержусь, потому что…”.

Напоследок о самом важном - спокойной атмосфере в семье. Трудно оставаться сдержанной и любящей, когда 24 часа в сутки вокруг тебя сотрясается воздух, когда твои слова игнорируют, а сборы в школу или на улицу выводят из себя. Как бы то ни было, не теряйте близкие отношения со своим ребенком. Чувство, что есть человек, который тебя понимает и принимает с любовью, поможет ему преодолеть и синдром дефицита внимания, и любые другие преграды на своем пути!